Вначале была просто Спортага, с 16-клапанным мотором 2.0, паспортной мощностью 128 л.с. и автоматическими муфтами на передних ступицах.  

sport-01.jpg (318417 bytes)

Отлично ездила, проблем не доставляла – сплошное удовольствие!

Однако после Нивы не хватало двух деталей :

-                      межосевого дифференциала (уж очень я к нему привык)

-                      геометрии кузова, рассчитанной на проходимость вне дорог.

До 68 000 км пробега весь тюнинг заключался в следующем:

-                      установка внутрисалонного термометра с внешним датчиком

-                      антикоррозийная обработка «Тектилом»

-                      установка защиты картера

-                      замена амортизаторов на Monroe Gas Magnum 4x4

-                      кожаная оплетка руля (подошла от ВАЗ 2110)

-                      кожаный чехол для ручки КПП (оригинальный порвался, «задубев» на морозе)

-                      установка дополнительных фар на кенгурятник перед радиатором

 

1. Амортизаторы

Левый передний вытек на 16000 км пробега, правый – на 18000. Оба были без проблем заменены по гарантии. Но на 34000 км обнаружилось, что течет правый задний. Тут было принято решение заменить их на что-нибудь более надежное и заодно «спортивное». А поскольку тогда кроме Monroe амортизаторов для Спортаги не делал, то выбора не оставалось.

После замены машину как подменили: она стала «более дорожная» на дороге и «более внедорожная» вне ее. Исчезли пробои подвески, раскачка на высокой скорости, стали гораздо резче реакции на руль, уменьшились крены кузова на поворотах и «клевки» при торможении.

2.Защита

Все бы хорошо, только не давала покоя мысль о том, что «настоящий» по конструкции и тяговым возможностям внедорожник  имеет значительные ограничения по проходимости из-за геометрии. Хотя конструкция позволяла мне не сильно бояться задевать за препятствия рамой – все агрегаты надежно в ней спрятаны, топливный бак прикрыт стальным листом, картер двигателя хоть и не защищен снизу, но окружен массивными деталями в виде продольных балок рамы, нижних рычагов подвески, поперечных балок рамы; на радиаторе стоит штатная стальная защита….момент касания препятствия наступал слишком рано.

При штурме сугробов зимой 2000/2001 года было замечено, что машина проваливается в снег, зацепляется за него всеми выступающими частями, а в особенности поперечной балкой, которая расположена перед двигателем: не один раз она играла роль якоря и вытаскивать машину приходилось очень долго.

Первым шагом в борьбе с этим явлением стала установка защиты картера двигателя. Защита имеет вид стального, местами гофрированного листа тощиной 3 мм, по форме напоминает лыжу, и идет от переднего бампера до конца моторного отсека. При этом расстояние от нее до картера примерно 4 см.

Установка этой защиты коренным образом решила проблему «заякоривания» – снежные препятствия преодолевались гораздо успешнее – как на лыжах. Однако защита уменьшила и без того небольшой дорожный просвет примерно на 4 см и в случае попадания на более твердое препятствие Спортага «висела» на этой самой защите беспомощно разгребая снег колесами. Также уменьшение клиренса немедленно сказалось на ухудшении способности карабкаться на тротуары и пропускать между колес посторонние предметы, которые иногда попадаются прямо на дороге.

Вот тогда то я и обнаружил в просторах интернета замечательную конференцию «КИА» на сервере www.auto.ru. Участники которой очень дружелюбно и со знанием дела начали консультировать меня в решении этих проблем.

В итоге было принято решение: «Спортагу тюнинговать!»

Короче, процесс начался.

 

Мелкое монстростроение

При анализе литературы, мнения людей, в особенности участников вышеупомянутой конференции, было установлено, что на Спортагу возможно поставить резину размером 235/75R15 вместо штатной 205/70R15 (такая стояла у меня, хотя на некоторых других  Спортагах штатно ставилась 205/75R15). Установка таких колес сулила прибавление клиренса в 33 мм, правда, ценой некоторого ухудшения динамики и управляемости.

Процесс закупки резины был довольно веселым мероприятием: в магазинах, заметив мой интерес к какой-либо покрышке, конечно же, спрашивали, какой размер мне нужен. Я называл 235/75. Далее следовал вопрос: «А на какую машину?». Когда продавцы слышали название, у них начиналась истерика и меня несколько раз выгоняли из магазина со словами: «На такую машину нельзя ставить ничего подобного!!!»

В итоге на Кунцевском рынке были закуплены 4 покрышки Michelin 4х4 ХРС размером 235/75R15. Там же они были смонтированы на родные диски.

Выбор резины оказался не очень удачным: она обладает отличными «асфальтовыми» свойствами, неплохо ведет себя на сухой грунтовке, но в мокрой глине она тут же «замыливается» и машина застревает.

  Последствия установки больших колес:

  Первые впечатления:

1.улучшилась плавность хода

2.ухудшилась динамика разгона и торможения, причем сильно.  (про торможение отдельная история)

3.тот самый параметр проходимости, ради которого все затевалось улучшился в достаточной степени.

4. внешний вид Спортаги стал менее «паркетным»

5.из-за бОльшего диаметра  колес в спокойном режиме движения расход топлива снизился на 1,5 литра.

6.несильно ухудшилась курсовая устойчивость из-за увеличившегося профиля мягкой покрышки.

  Скрытые эффекты:

1.касания покрышками деталей подвески и кузова, а именно: задними колесами верхнего крепления амортизатора при диагональном вывешивании; и при большом ходе на сжатие  - дренажной трубки бензобака; передними колесами – при большом ходе на сжатие – касание «потолка» колесной арки.

2.при наличии на покрытии даже небольшой колеи (иногда не различимой глазом) машина пытается попасть в нее и всячески сопротивляется попыткам ехать со смещением.

  Продолжение тюнинга или ликвидация последствий установки больших колес.

  Проблема касания колесами деталей кузова при ходе подвески на сжатие была решена установкой увеличенных пружин подвески. Мне достался Eibach Sportage Lift Kit (как именно, не буду уточнять) и пружины просто встали на штатные места. Пришлось только поправить сход-развал.

В итоге получилось вот что:

1.                    исчезли вышеупомянутые касания

2.                    увеличился дорожный просвет. Теперь он составляет: под защитой картера 24,5 см, под редуктором заднего моста 23 см, а под рамой (в районе раздаточной коробки) 27,5 см!

2oclock.jpg (88146 bytes) rear.jpg (53427 bytes) S_vs_S_f.jpg (79614 bytes) S_vs_S_r.jpg (73916 bytes)

3.                    Плавность хода не пострадала.

 

Остались 3 проблемы:

1.касание крепления амортизаторов при диагональном вывешивании

2.туповатый разгон

3.отвратительное торможение.

  Первый решился установкой дисков и меньшим вылетом. Были закуплены литые алюминиевые диски «Привал» 5 лучей Красноярского производства (K&K), такие диски обычно можно увидеть на Нивах. 

Вылет 30 мм (против 45 мм у штатных). Диаметр отверстия под ступицу 98 мм (у родных корейских литых дисков 95мм). При этом пришлось сменить все колесные гайки. Передние колеса остались без декоративных колпачков, а на задние были колпачки были изготовлены. На кунцевском рынке были закуплены два сомнительного вида пластиковых «стаканчика», которые продавцы позиционировали как искомые колпачки на ступицы именно для моих дисков. После «тщательной обработки напильником» они встали на место.

Второй решился установкой воздушного фильтра низкого сопротивления фирмы K&N вместо штатной конструкции прямо на корпус датчика расхода воздуха. 

Разгонная динамика практически восстановлена. Правда ценой увеличившегося расхода бензина. Плюс к этому звук мотора стал просто замечательным.

Конечно, до сих пор ведутся споры о степени очистки воздуха таким фильтром. Производитель утверждает, что этот фильтр мало того, что имеет «нулевое» сопротивление, так еще и фильтрует лучше обычного бумажного, но у этой идеи есть и немало противников. Мой же личный опыт пока не показал никаких недостатков, кроме повышенного расхода бензина (плата за возросшую мощность).

Глюк третий и самый серьезный  - тормоза!

После установки 235-х колес тормоза стали настолько плохими, что не могли заблокировать передние колеса даже на мокром асфальте при режиме «педаль в пол двумя ногами».

Ранее я этого не замечал, т.к. был зимний сезон и я ездил на маленьких шипованных колесах, которым не надо много усилия, чтобы заблокироваться даже по сухому.

Список возможных причин получился такой:

1.я поставил «слишком большие колеса»

2.проблемы с главным тормозным цилиндром или с механизмами непосредственно у колес

3.неисправен регулятор давления

4.«левые» тормозные колодки.

Пункт 1 я отмел сразу, т.к. не хотел отказываться от своих колес.

Пункт 2 не подтвердился.

Пункт 3 так и остался «вещью в себе», поскольку никто не мог мне объяснить как эта штука работает, сервисы на эксперименты не решались, да и самому в тормоза лезть было страшно.

Пункт 4 всячески отвергался всеми сервисами, т.к. колодки были родные, корейские, купленные в СИМе и замененные там же, причем вместе с дисками. Однако никто из сервисменов не обращал внимание на полное отсутствие характерной черной пыли на передних колесах и на то, что диск изнашивается быстрее колодок.

«Это все колодки виноваты!»- решил я  и сменил их, причем самостоятельно. Поставил FERODO в надежде, что они и в самом деле немецкие. Однако на коробке меня ждала надпись Made in Korea. «От судьбы не уйдешь!», - подумал я и все же поставил их. Не могу сказать, что стала тормозить «как зверь», то то, что хватало мощности заблокировать широкие «лапти» на сухом асфальте, это факт!

При этом колеса все черные от пыли, а тормозные диски приобрели здоровый блеск.

Но самый большой прикол ждал меня впереди: после подтяжки ручника тормозить машина стала очень хорошо! Вывод: из-за износа задних тормозных колодок регулятор перебрасывал основное давление на задние колеса и на передние оставалось чуть-чуть.

Кстати задние колодки за 90000 км пробега стерлись только наполовину.

Еще одним этапом тюнинга при пробеге 85000 км стала замена автоматических ступичных муфт на ручные,  которые хоть и не так удобны в использовании, но зато абсолютно надежны и понятны. (автоматические муфты к этому пробегу были еще живые).

  На зиму 2001/2002 года была закуплена резина Cooper Weather Master S/T размером 235/75R15.

Сторонники и вдохновители этой идеи в качестве аргументов ЗА приводили феноменальные свойства этой резины в снегу, особенно в целине (которые, собственно и подтвердились). У противников было только два аргумента: 1) на зиму слишком широкая; 2) Cooper – отстой!.

    На 11 марта 2002 года пробег машины составил 100000 км. Ниже приведен перечень ремонтных работ, которые не вошли в состав тюнинга и не явились его следствием:

Передние амортизаторы по гарантии

Датчик АБС по гарантии

40000 км задние пружины (причина – одна пружина сломалась)

63000 км передние тормозные диски (их «съели» колодки)

63500 игольчатые подшипники (оба) + приговор левому внешнему ШРУСУ (разбито посадочное место под игольчатый подшипник)

68000 км радиатор кондиционера

75000 правый маятниковый рычаг и втулки переднего стабилизатора (до сих пор считаю, что меня развели)

85000 км левый внешний ШРУС и сальники на обе стороны, передний карданный вал

99000 установка задних брызговиков от Москвича 2141 взамен задних штатных, оторванных в канаве за год до этого.

100983 установка задних брызговиков от Москвича 2141 взамен передних штатных, которые пришли в негодность за 100 тыс. км.  пробега ввиду их жесткости.

  Ну и, естественно, плановые замены масла, ремень ГРМ, фильтры, лампочки  и все такое.

  На 25 сентября 2003 года пробег составил 134 600 км. За отчетный период кроме регламентных работ произведены следующие ремонты:

  • замена штатной магнитолы (за более, чем 100 тысяч  километров пробега машины сдох лентопротяжный механизм – радио я не слушаю)
  • замена рабочего цилиндра сцепления
  • ремонт проводки к датчику АБС (отгнили проводки)
  • замена вискомуфты вентилятора охлаждения двигателя (рассыпался  подшипник)
  • ремонт проводки нештатной сигнализации (сгнил один контакт)
  • замена реле включения кондиционера
  • подтяжка ремня привода насоса гидроусилителя руля

Вот, собственно, и все. Других проблем не обнаружилось. Спортяга продолжает радовать отсутствием серьезных проблем и возможностью отвечать людям, искренне верящим в то, что корейские машины ненадежны: «Вы просто не умеете их готовить» :-)).

Также можно отметить, что «носить» колеса размером 235/75R15 для ходовой Sportage совсем не вредно,  а также, что «воздушные фильтры нулевого сопротивления» за 10 000 км не убивают двигатель. То же можно сказать и про амортизаторы Monroe Gas Magnum 4x4 – 100 000 км по Москве, Санкт-Петербургу, Московской области, Тверской, Рязанской, Тульской, Новгородской и Ленинградской областям, частые внедорожные выезды, форсирование препятствий типа трамвайных путей и бордюров  ходом или незначительно снижая скорость не убили их, они по-прежнему хорошо работают и успешно справляются с большими колесами и российскими дорогами.  

last.JPG (141616 bytes)

На 22 января 2004 года пробег составил 140 000 км. С момента последнего отчета были проведены следующие работы: замена левого ШРУСа. Да, того же самого, который был заменен на 85 000 км. Надо отметить, что этот ШРУС был левым не только по месту установки в машине, но и по происхождению, зато стоил почти в два раза дешевле. 

Весной 2004 года Спортяге были подарены новые покрышки - BFGoodrich Radial All Terrain T/A размером 235/75R15. Впечатления от них самые положительные. Несравненно лучше Michelin 4x4 XPC едут вне дорог, отлично по сухому/мокрому асфальту, и несмотря на гораздо более агрессивный рисунок протектора и его глубину, меньше шумят. 

Sportage_BFG_AT.jpg (150351 bytes)

К концу Августа 2004 года пробег достиг 150 000 км, в связи с чем было проведено плановое техобслуживание. Наряду с такими традиционными работами, как смена масла/фильтра были заменены передние верхние рычаги (пришли в негодность шаровые опоры) и втулки и стойки стабилизатора. Спортяга продолжает наматывать на кардан километры родных Российских просторов по-прежнему не подрывая веру в свою надежность. 

В связи с пересадкой на новое транспортное средство "на-каждый-день", Спортяга продана.